мусоргский кот матрос из цикла детская

The Nursery

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми Стасова, которого в те годы он часто посещал. Не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию — вот что было в центре внимания композитора. Сочинять он начал на собственные тексты и не случайно, закончив тогда же первый номер цикла, «С няней», Мусоргский сделал знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора и посоветовал непременно продолжать работу. Однако Мусоргский, занятый в то время окончанием «Бориса Годунова», надолго отложил ее. Лишь в начале 1870 года были написаны еще четыре номера — «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьески, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Были сочинены и еще две — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей». Их композитор играл друзьям, но не записал, и в окончательном варианте цикла они отсутствуют.

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. Не осталось сведений о том, когда цикл был исполнен впервые. Известно лишь, что его часто пела молодая любительница А. Н. Пургольд, сестра жены Римского-Корсакова, вместе с ней принимавшая горячее участие в жизни музыкального кружка, группировавшегося вокруг Даргомыжского. Вскоре после написания, в 1873 году «Детская» была издана В. Бесселем в нарядном оформлении Репина и сразу получила признание публики. Бессель тогда же, вместе с некоторыми другими сочинениями молодых русских композиторов, послал «Детскую» Листу, который пришел от нее в вост

Источник

Мусоргский, Модест Петрович

Один из величайших русских композиторов, чьё творчество повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыки. За свою недолгую жизнь, Мусоргский создал 5 опер (4 из них не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Мусоргский настойчиво воспевал в своём творчестве национальные черты, народность, глубочайший реализм, но самобытность композитора, при жизни, не была признана. В настоящее время его оперы « Борис Годунов » и « Хованщина » являются признанными шедеврами мирового музыкального театра, и ставятся в лучших театрах России и мира, а циклы фортепианной и вокальной музыки исполнялись и исполняются выдающимися музыкантами.

Содержание

Биография [ править | править вики-текст ]

. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки

. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским ), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анал

Источник

Мусоргский, Модест Петрович

Один из величайших русских композиторов, чьё творчество повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыки. За свою недолгую жизнь, Мусоргский создал 5 опер (4 из них не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Мусоргский настойчиво воспевал в своём творчестве национальные черты, народность, глубочайший реализм, но самобытность композитора, при жизни, не была признана. В настоящее время его оперы « Борис Годунов » и « Хованщина » являются признанными шедеврами мирового музыкального театра, и ставятся в лучших театрах России и мира, а циклы фортепианной и вокальной музыки исполнялись и исполняются выдающимися музыкантами.

Содержание

Биография [ править | править вики-текст ]

. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки

. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским ), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анал

Источник

Учебное пособие по музыкальной литературе

«Романс» — испанское слово, которое в старину обозначало светскую песню на родном (то есть испанском) языке (в отличие от духовной музыки, ис­пол­няв­шей­ся на латинском языке). Ис­пан­ские романсы издавались в сбор­ни­ках, которые назывались «ро­ман­се­ро». Пели романсы под ак­ком­па­не­мент гитары, лютни или клавесина.

Лишь в XIX веке произошло раз­де­ле­ние авторских вокальных миниатюр на песни и романсы. Но и тогда это разделение не было чётким. Не­ко­то­рая путаница в определении песни и романса встречается и в наше вре­мя. Чёткой границы между этими жанрами нет. Но есть особенности, которые иногда позволяют довольно точно различить эти жанры.

Представьте себе фотографию и ки­но­съём­ку. На фотографии схвачено одно мгновение, одно настроение. А ки­но­ка­дры движутся во времени, можно увидеть изменяющиеся подробности, смену настроения. Примерно такая же разница между песней и романсом. В песне выражено общее настроение стихов. В романсе мелодия отражает слова более детально. В романсах ред­ко встречается повторяющаяся куплетная форма. Мелодия обычно всё время обновляется вместе с но­вы­ми словами. Аккомпанемент в ро­ман­се играет более важную роль, чем в песне, — он не просто со­про­вож­да­ет мелодию, а часто дополняет му­зы­каль­ный образ выразительными по­дроб­но­стя­ми. Романс считается более тонким, более сложным жанром, чем песня. Многие романсы могут спеть только профессиональные певцы, то­гда как песни поют все, у кого есть слух.

Нередко в одном произведении переплетаются черты песни и романса. Иногда в мелодии сохраняется куплетная форма, но каждый раз меняется аккомпанемент. Ино

Источник

Вокальный цикл «Детская»

Мир детских чувств, радостей и огорчений раскрыт композитором в созданном им в это время вокальном цикле «Детская» на собственные слова. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение образов детства! Мастерство Мусоргского в передаче тончайших оттенков речевой интонации представлено здесь с поистине импрессионистическим богатством эмоциональных красок. А искренность тона и правдивость повествования отражают отношение композитора к внутреннему миру детей — без слащавости и фальши, но с теплотой и нежностью. Первая пьеса, открывающая цикл,— «Дитя с няней»— была написана раньше, весной 1868 года, еще при жизни Даргомыжского (она посвящена ему). В начале 1870 года Мусоргский написал еще четыре пьески: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий»; две последние пьески — «Кот Матрос» и «Поехал на палочке» — написаны в 1872 году. Их не назовешь песнями, тем более — романсами; это вокальные сценки для одного или двух исполнителей; но театральной сценичности, масштабности в них нет — настолько они тонки, искренни и интимны. Предполагались еще две пьесы — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей»; их Мусоргский играл друзьям, но не записал.

как очистить глаз котенку
Если у вас дома появился котенок, необходимо научиться правильно о нем заботиться. Причем эта забота будет заключаться не только в кормлении питомца и в его воспитании, но также в уходе за ушками, носиком и глазками кот

Первая пьеска, «С няней», завораживает обаятельнейшей правдивостью передачи речи ребенка: «Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая, про того, про буку страшного....» Главное выразительное средство — мелодическая линия; это настоящая речь, мелодизированный и интонационно гибкий речитатив. Несмотря на множество повторений звука на одной высоте, здесь нет монотонности. Линия воспринимается как необычайно богатая, потому что самые яркие слоги текста — ударные — естественно совпадают с мелодическим скачком, и, кроме того, повторения звука в мелодии приходятся на смену гармонии, игру регистров, динамическую смену в сопровождении. Здесь каждое слово текста как драгоценность; наблюдениями и

Источник

Музыка «дружит» не только с поэзией

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на не стихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского).

Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Иногда это приводило к подлинным художественным (художественный – здесь: соответствующий законам искусства, правды и красоты) открытиям. Одно из таких открытий - цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности.

Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей музыка песен.

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь»,- писал Мусоргский. 

Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала.

Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

почему меня пугается кошка
Маленький котёнок – существо совершенно несмышлёное и неопытное, которому предстоит многое узнать. Немало информации он получает от мамы – кошки, но некоторые инстинкты закладываются в его сознание ещё до рождения.

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё направлено на создание точного и убедительного образа. Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно перед

Источник

LiveInternet LiveInternet

Дневник Музыкальная классика

М.П.Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»

В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.

« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»

Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от

Источник